Данная статья претендует на роль дополнения к описанию стратегию дебюта за промонауча.
Во-первых, выбор евпропейца в качестве промонауча далеко не обязателен. Многоуважаемый Аналитик, опытный игрок, рекомендует связывать климат и расу:
«На самом деле она примерно такая: играешь европейцем (много культуры, мало роста) - иди в луга (небольшие бонусы культуры, много роста). Играешь азиатом (мало культуры, много роста) - иди в степь (мало месторождений роста, но большая добыча с месторождений культуры). Играешь африканцем - в пустыню (много месторождений фруктов). Индейцам остаются снега (в снегах чаще чем в других климатах используются кузницы/мануфактуры/заводы, а у индейцев как раз будет меньше потребление)».
Преимущество же европейца (+10% к культуре) далеко не панацея:
«Преимущество европейцев, 10% культуры - востребовано на уже далеко не стартовых стадиях игры, вначале культуры хватает с избытком, а вот роста не хватает (что в большинстве климатических зон подтверждается ценами: на ресурсы роста цены, как правило, выше, чем на ресурсы культуры)
Во-вторых, даже если исходить из того что цены равны - потребление у ресурсов роста 2-3 раза больше, чем у ресурсов культуры. То есть даже при равных ценах азиат за счёт расового бонуса сэкономит в 2-3 раза больше, чем сэкономите европеец. (с индейцами и африканцами сравнивать сложнее - но в целом, имхо, европейцы проигрывают и им тоже)».
В прошлой части гайда мы остановились на 5м городе. В принципе, игра может уйти в миттельшпиль еще раньше, это происходит примерно во время изучения наук «Деньги», «Феодализм».
В действительности, начальная стратегия развития очень зависит от стартового места и климата, и от того каков ваш первый город – равнинный, холмовой, речной или морской. Т.е. то, какие науки учить в первую очередь зависит от того, что вы можете взять первым городом из месторождений и планируете ли брать что-то, или оставите первый город исключительно под науку - т.к. город без месторождения хорошо растет, если местород не растишка.
Например, если вы играете в пустыне и видите оаз или бананы, то имеет смысл идти строго «на колесо» (науки «Орудия труда», «Колесо»), брать данный МР городом и идти вторым на холм для второго наукограда. Тогда население для последующих городов вы будете брать из первого города, сделав его промградов, оставив второй город на колбах (60% на науке, петроглиф).
Если же рядом с вашим первым городом нет никаких месторождений, или они берутся исключительно с холма (гранит, железо) или с реки (олени, растишки), то имеет смысл двигаться по схеме, описанной в первой части гайда. Но можно взять оленей и первым городом, а второй поставить на реку и перезанять МР.
После же взятия своего первого месторождения можно спокойно идти на научные и культурные науки –«Религия», «Драматургия», «Математика» и т.п. Если же вы хотите поставить рекорд по стартовой добыче колб, то вам стоит даже игнорировать все промышленные науки (открывающие месторождения и «Колесо»), а идти по культурно-научной ветке.
Далее, к моменту изучения «Рабовладельчества» нам уже нужно знать «Деньги» или же начать учить их сразу после. «Деньги» и «Техника» обычно идут в паре при изучении, т.к. «Техника» компенсирует спад производства при изучении «Денег». «Деньги »же нам нужны для строительства монетных дворов в своих городах.
Если их построить много и высокого уровня, и если у вас хороший ходовой ресурс с месторода, то можно баблоград планировать на 5й город. Причем 5й город можно поставить под какое-нибудь месторождение, переквалифицировав уже существующий город под баблоград (например, первый город, если у вас есть уже развитый холмовой наукоград, поставленный вторым, третьим или четвертым – или же любой другой город без месторождения, учитывая климатический бонус к финансам).
Если же вы отстали в развитии и деньги нужны уже сейчас, то имеет смысл баблоград ставить уже четвертым, если не третьим. Тут имеется в виду, как и постановка нового города для производства денег, так и постановка нового города для других целей вместе с переквалификацией уже существующего города в баблоград .
До организации непрерывного устойчивого потока денег в вашу казну и покупки клеток стоимостью по 5000 денег в каждом городе не советую апгрейдить петроглиф до философской школы и строить платные здания суда и библиотек. Но тут уж вам надо смотреть на свой экономический баланс и все рассчитать. Опытные игроки, снабжаемые деньгами в плановой стране, могут игнорировать данную рекомендацию.
В заключение, приведу мнение Аналитика о связи торговли и климата:
«На самом деле, уже к моменту двух городов важно не в какой климат пришёл ты, а какие вообще климаты в радиусе торговли находятся. Это определит, какие ресурсы можно получить торговлей, а какие - не получится. Например, если занесло ближе в снега ближе к полюсу и лугов в округе не видно - критично ставить город на берег и изучать парус - даст бонус к дальности торговли. Вариантов тут очень много, и у каждого свои особенности развития».
Все нюансы описать в гайде невозможно, да и незачем, но, надеюсь, что основные моменты для успешного старта промонаучем я изложил.